ООО Градзем

+38-096-205-41-43


Профессиональные решения земельных вопросов.

Главная - Статьи - Земельные реформы в Грузии

Земельные реформы в Грузии


Земельные реформы в зарубежных странах. Опыт Грузии.

Реформа предусматривает установление частной собственности на землю и утверждение новых организационных форм производства.

земельные реформы в Грузии

Закон не гарантировал арендатору возможность приобрести арендуемую землю в собственность, поэтому временные владельцы участков, как правило, не старались сохранять качество земли, а, даже наоборот, пытались каждый год выжать из нее максимум, ничего не вкладывая. Более того, со сменой расстановки сил во власти менялись и арендаторы земель, что происходило примерно раз в два года.

Принимая это в расчет, каждый пытался получить от участка все и сразу. Но самым сильным оказалось политическое сопротивление, вынуждавшее искать компромиссы. В Грузии часть земель (160 тысяч из 460 тысяч гектаров) принадлежала государству и сдавалась в аренду. Первым компромиссом, который возник еще на стадии обсуждения проекта, стало проведение специальных аукционов для таких земель: в них могли участвовать только жители окрестных сел.

Стартовая цена земли была всего в два раза выше годового земельного налога, и местные жители сами договаривались о величине каждого лота (но он должен был быть не меньше 3 гектаров, если участок не имеет естественных границ: леса или реки, например). Такой подход, безусловно, снизил экономическую эффективность, но стабилизировал ситуацию политически — поскольку успокоил местных жителей, боявшихся, что все скупят люди из Тбилиси.

Несмотря на приватизацию сельхозземель, еще остаются нерешенные проблемы. Например, у многих был соблазн посчитаться с теми, кто когда-то не самым честным образом получил земельные владения и представлял собой «средний слой коррупционной системы», связанный с прошлой властью.

«Мы решили, что легче это узаконить, чем начинать передел, который — пусть даже законный! — мог закончиться катастрофой. Хотя меня за это и ругали — оппозиция, всевозможные радикалы, националисты, — но парламент поддержал», — рассказывает Бендукидзе[122]. В процессе легализации участвовали три выделенные по формальным основаниям категории будущих землевладельцев.

Первая — получившие в середине 1990-х годов землю, которая не была внесена в земельный реестр. Ко второй относились имеющие договор аренды, в котором было указано, что с течением определенного времени эта земля переходит в их собственность. И третья категория — лица, у которых нет никаких доказательств права на землю, прилегающую к участкам, находящимся у них в собственности.

Земельные реформы в Грузии

Была объявлена финансовая и имущественная амнистия[123] (касающаяся и земельных участков), и с этого момента ни один административный орган не имеет права издать акт, изменяющий статус этого имущества. Люди не понимают, что такое собственность на землю. Это же не вещь, не предмет, ты не можешь ее взять с собой. Это право использования вот этого участка планеты, и не более того.

В разных странах это разный набор прав: есть право на зонирование, строительство, право целевого использования и так далее, — но абсолютных прав вообще нигде нет. То есть этот куцый набор никак нельзя сравнить с правами, например, суверена на свою территорию. Но почему-то происходит смешение этих понятий, и люди думают, что фактический владелец земли имеет те же права, что и суверен.

Лариса Буракова. Почему у Грузии получилось

Читать полностью: http://lib.rus.ec/b/364202/read



Понравилось? Поделись с другими: