ООО Градзем

+38-096-205-41-43


Профессиональные решения земельных вопросов.

Главная - Статьи - Гармонизация земельного законодательства Украины и Грузии

Гармонизация земельного законодательства Украины и Грузии


Такое направление имеет проект "Фасилитация трансграничного диалога для обеспечения участия граждан в принятии земельных решений" Института устойчивого развития (Украина) и общественной организации "Civitas Georgica" (Грузия), который реализуется при поддержке Black Sea Trust for Regional Cooperation.

Украина и Грузия

Основами экономик Украины и Грузии является использование земельных ресурсов, а земельные реформы - одни из ключевых экономических реформ в этих странах. Земельная реформа в Украине, что начатая в 2001 г., продолжается и сегодня. По оценкам социологического агентства "InMind" (Украина) земельная реформа стала источником развития коррупции (об этом говорят 72% украинцев), а предоставление в пользование земельных участков - стало закрытым и непрозрачным процессом (утверждают 68% респондентов).

Данные результаты опросов населения и экспертов подтверждаются постоянными громкими земельными конфликтами, которые находят отражение в СМИ, комментируются политиками. По мнению экспертов Института устойчивого развития, главной причиной данной ситуации является отсутствие в Украине действенного механизма участия граждан в принятии решений в сфере использования земель (это подтверждают 74% украинцев - по данным исследования коалиции общественных организаций "Прозрачная земля").

Следует отметить, что решения в сфере использования земель принимают органы государственной власти и, в отдельных случаях, если речь идет о землях населенных пунктов, - органы местного самоуправления. Больше всего от этой проблемы страдают граждане сел и поселков, которые не могут влиять на решение по использованию земельных участков сельскохозяйственного назначения и водного фонда на территории сельских советов, в пределах которой проживают. Данные факты свидетельствуют об отсутствии диалога между общественностью и властью в области управления земельными ресурсами.

Подтверждением этому являются общественные акции на территории Украины в 2008-2010 г.г.: 14 акций протеста по строительству отвода земель для строительства объектов без согласования с местными общинами; 27 пикетов против строительства автозаправочных станций возле жилых домов; 34 меры по борьбе со сносом зеленых насаждений, в частности парков; 52 общественные действия против приватизации земель общественного использования. При этом 7 граждан получили телесных повреждений...

Ярким примером этому могут стать акции гражданского неповиновения по износа парка в г. Харьков в 2010 г. В данном случае было принято решение о выделении земельного участка из земель общего пользования с изменением целевого использования (из земель лесного фонда в земли транспорта) для строительства автодороги без согласования с гражданами.

В то время в Грузии усилиями органов местного самоуправления и общественных организаций, при поддержке Правительства, обеспеченные прозрачные механизмы доступа граждан к принятию решений в сфере землепользования (по данным Transparency International, по уровню антикоррупционных действий Грузия занимает 11 место в Мире). Функции по подготовке и принятии первичных решений возложен на органы местного самоуправления.

Именно поэтому Институт устойчивого развития и "Civitas Georgica" выступили с инициативой по обмену опытом в области обеспечения участия граждан в принятии решений в сфере земельных отношений. Так, международным проектом "Фасилитация трансграничного диалога для обеспечения участия граждан в принятии земельных решений" предусматривается ознакомление украинских экспертов с опытом общественных организаций, органов местного самоуправления, Правительства Грузии в данной отрасли.

Кроме того, при участии грузинских экспертов будет разработан действенный инструментарий обеспечения участия граждан в разработке и принятии решений в сфере земельных отношений. Предусмотрено широкое общественное обсуждение и тестирование разработанного инструментария. По результатам проекта, инструментарий в виде проекта нормативно-правового акта будет передан на рассмотрение Парламента Украины и органов государственной власти.

Надеемся, что данная инициатива станет существенным шагом по обеспечению прозрачных и открытых земельных отношений в Украине. Точка зрения и предложения, высказанные в печатных или электронных публикация не обязательно разделяются Black Sea Trust for Regional Cooperation.



Понравилось? Поделись с другими: